ЧАСТНАЯ ТЕМА: ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ (ср. Исх.20:1-17; Вт.5:6-21)
I. Термины
А. Буквально – «Десять слов» (ср. Исх.34:28; Вт.4:13; 10:4).
Б. Климент Александрийский дал им название «Декалог» (Deka Logous), и этого названия придерживались отцы ранней церкви.
В. В Библии также есть название:
1. «завет» (т.е. древнееврейское berith, Исх.34:28; Вт.4:13; 9:9; см. частную тему «Завет»):
а) от аккадского barah – принимать пищу (в смысле совместной трапезы)
б) от аккадского biritu – связывать или спутывать (в смысле отношений между людьми)
в) от аккадского birit – между (о соглашении между двумя сторонами)
г) baru – понимание, ощущение (в смысле гарантии, обязательства по соглашению)
2. «свидетельство, откровение» – Исх.16:34; 25:16 (т.е. две скрижали)
II. Цель
А. Они раскрывают характер Бога (см. частную тему «Характерные черты Бога Израилева [ВЗ]»):
1. уникальный и повелительный (т.е. монотеистический; см. частную тему «Монотеизм»)
2. этичный, как по отношению к обществу, так и к отдельному человеку
Б. Они предназначены для:
1. всех людей, поскольку они открывают Божью волю для всего человечества и потому, что все люди были созданы по Божьему образу и подобию
2. верующих только лишь по Завету, потому что заповеди невозможно правильно понимать и подчиняться им без помощи Бога
3. К.С. Льюис говорил, что в заповедях отражено даже то внутреннее нравственное чувство, которое было присуще еще людям первобытных племен (Рим.1:19-20; 2:14-15)
В. Как и все своды законов в древности, они были нужны:
1. чтобы регулировать и контролировать взаимоотношения между людьми
2. чтобы поддерживать стабильность в обществе
Г. Они крепко связали неоднородную группу рабов и египетских изгнанников в сообщество веры и закона. Б.С. Чайлдс в книге «Библиотека Ветхого Завета. Исход» [B.S. Childs, Old Testament Library “Exodus”] пишет:
«…восемь негативных аспектов показывают внешние пределы границ завета. Не ограничиться лишь предупреждением недопустимых проступков, но разорвать саму преступную нить, ведущую к ним – вот для чего существуют отношения между Богом и человеком. Две положительные особенности показывают ясность жизненных отношений внутри завета. Декалог выглядит обращенным и наружу, и вовнутрь; он охраняет от пути погибельного и направляет на путь жизни» (стр. 398).
III. Параллели
А. Библейские:
1. Десятисловие записано дважды, в 20-й главе книги Исход и в 5-й главе Второзакония; незначительные различия в четвертой, пятой и десятой заповедях лишь показывают приспособляемость этих общих принципов к разным ситуациям
2. однако их единообразие указывает на точность, с которой они передавались
3. по всей видимости, их периодически читали и вновь и вновь подтверждали, подобно тому, как это показано в 24-й главе книги Иисуса Навина
Б. Культурные:
1. другие своды законов древнего Ближнего Востока:
а) Ур-Намму (шумерский, 2050 г. до Р.Х.) из города Ур
б) Липит-Иштар (шумерский, 1900 г. до Р.Х.) из города Изин
в) Эшнунна (аккадский, 1875 г. до Р.Х.) из города Эшнунна
г) свод законов Хаммурапи (вавилонский, 1690 г. до Р.Х.) из Вавилона, но стела с надписями была найдена в Сузах
2. по своей форме законы, изложенные в тексте Исх.20:18-23:37, имеют много общего с другими древними ближневосточными сводами законов. Однако Десятисловие подается в уникальной форме, предполагающей его авторитетность и власть (повеления, обращенные ко второму лицу – так называемое аподиктическое право)
3. наиболее очевидная культурная связь существует с договорами хеттейских сюзеренов периода 1450-1200 г.г. до Р.Х. Несколько хороших примеров такого сходства можно увидеть в:
а) Десяти заповедях
б) книге Второзаконие
в) главе 24 книги Иисуса Навина
Некоторые элементы этих договоров присутствуют в:
а) удостоверении личности царя
б) описании его самых значительных деяний
в) гарантийных обязательств по договору
г) инструкции по хранению договора в святилище для публичного чтения
д) призывании каждой стороной договора своего божества в качестве свидетеля соглашения
е) благословении за верность договору и проклятии за его нарушение
4. существует несколько хороших источников информации на эту тему:
а) Джордж Менденхолл, «Закон и Завет в Израиле и на древнем Ближнем Востоке» [George Mendenhall, Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East]
б) Дьюэй Бигл, «Моисей, слуга ЯХВЕ» [Dewey Beegle, Moses, The Servant of Yahweh]
в) В. Безалин, «Происхождение и история» [W. Bezalin, Origin and History]
г) Д.Дж. МакКарти, «Договор и Завет» [D.J. McCarthy, Treaty and Covenant]
IV. Внутренняя структура
А. Олт был первым, кто в своей книге «Происхождение израильского Закона» [Alt, The Origins of Israelite Law] сделал различие между аподиктическим и казуистическим правом:
1. форма казуистического права была общепринятой для формулирования законов на древнем Ближнем Востоке, и она содержала условие: «Если…, то…»
2. аподиктическая форма права употреблялась крайне редко, и она выражала прямое повеление: «Ты должен…» или «Ты не должен…»
3. Рональд де Вокс в книге «Древний Израиль: общественные институты» [Ronald de Vaux, Ancient Israel: Social Institutions] говорит, что казуистическая форма первоначально применялась в делах мирских, вопросах светской жизни, тогда как аподиктическая форма – в духовных (т. 1, стр. 146)
Б. Десять заповедей выражены преимущественно в отрицательной форме – 8 из 10. Грамматическая форма повеления – второе лицо единственного числа. Это значит, что заповеди адресованы всему израильскому сообществу, каждому отдельному его члену, или – обоим одновременно!
В. Две каменные скрижали (Исх.24:12; 31:18) часто истолковывают как указание на наличие вертикального и горизонтального аспектов Десятисловия. Отношение человека к ЯХВЕ изложены в первых четырех заповедях, а взаимоотношения с другими людьми – в оставшихся шести. Однако в свете договоров хеттейских сюзеренов, скрижали могли быть двумя копиями, на каждой из которых был записан весь Декалог.
Г. Исторически сложившаяся нумерация Десяти заповедей:
1. совершенно очевидно, что у нас есть именно десять заповедей; однако точное их разграничение не приводится
2. современные иудеи первой заповедью считают текст Исх.20:2; для сохранения числа десять, текст Исх.20:3-6 они рассматривают как вторую заповедь
3. римско-католическая и лютеранская церкви, последователи Августина, текст Исх.20:3-6 принимают в качестве первой заповеди, а для сохранения числа десять делят стих 17 на две отдельные заповеди
4. реформатские церкви, следуя Оригену и ранним восточным и западным церквам, утверждают, что первой заповедью является текст стиха Исх.20:3; таким был и взгляд древних иудеев, представленный в трудах Филона и Иосифа Флавия
V. Как христиане должны относиться к Декалогу?
А. Высочайшая оценка Священного Писания Иисусом содержится в Его Нагорной проповеди в главах Мф.5-7 и особенно в тексте 5:17-48, что показывает серьезность затронутых там вопросов. Кажется, что практически вся Его проповедь основана на Десяти заповедях и их подобающем практическом применении.
Б. Теории взаимоотношений:
1. для верующих:
а) Рой Ханикатт, «Эти Десять заповедей» [Roy Honeycutt, These Ten Words]:
(1) «Мы никогда не перерастем Десять заповедей, потому что мы никогда не перерастем Бога» (стр. 7)
(2) «Поскольку Десять заповедей свидетельствуют о Боге, то вполне естественно ощущение, что их значимость и значимость Бога настолько переплетаются, что становятся практически неразделимыми. Следовательно, если Бог так важен для вашей жизни, то и Десять заповедей для вас будут также крайне важны, т.к. в них отображен характер Бога и Его требования» (стр. 8)
б) В личном плане, мы должны видеть эти повеления, как вытекающие из уже имеющихся отношений по вере. Отделить их от веры и посвященности Богу, значит – разрушить их. Поэтому, на мой взгляд, они универсальны лишь в том смысле, что Бог желает, чтобы все люди познали Его. Они также связаны с внутренним свидетельством Бога всему сотворенному Им человеческому роду. Павел выразил это в текстах Рим.1:19-20 и 2:14-15. В этом смысле заповеди отражают путеводный свет, находящийся внутри человеческого общества и являющийся чрезвычайно для него важным.
2. для всех людей, всех обществ, всех времен:
а) Элтон Трюблад, «Основание для преобразования» [Elton Trueblood, Foundations for Reconstruction]:
«Основная идея этой небольшой книги состоит в том, что восстановление нравственного закона до такого уровня, как представлено в древнееврейских Десяти заповедях – это один из путей найти противоядие от потенциального скатывания общества вниз» (стр. 6)
б) Джордж Ролинсон, «Толкование для проповедника. Исход» [George Raw, Pulpit Commentary, “Exodus”]:
«Они в сжатом виде и на все времена учреждают человеческие обязанности, которые несут на себе отпечаток божественного происхождения и подходят практически к любой форме человеческого общества, и которые, при условии, что мир будет продолжать свое существование, никогда не смогут оказаться устаревшими. Сохранение христианским сообществом Декалога, как наилучшего изложения нравственного закона, совершенно оправдано именно на этом основании. И это также является сильнейшим свидетельством в пользу непревзойденности самого свода заповедей» (стр. 130)
3. С точки зрения спасения, заповеди не являются, да они никогда и не были, Божьим средством духовного искупления падшего человека. Апостол Павел ясно утверждает это в текстах Гал.2:15-4:31 и Рим.3:21-6:23. Они действительно служат руководством для человека, живущего в обществе. Они указывают сначала на Бога, а затем – на тех, кто находится радом с нами. Упустить из виду первое, значит – потерять все! Нравственные нормы без измененного, возрожденного сердца – это картина безнадежного положения падшего человека! Десять заповедей и сейчас обладают силой, но только для того, чтобы подготовить нас к встрече с Богом, в ощущении нашей полной несостоятельности. Если их отделить от спасения, то они будут всего лишь руководством, но – без проводника!
Copyright © 2014 Bible Lessons International