ЧАСТНАЯ ТЕМА: Просвещение/озарение
Бог действовал в прошлом так, чтобы ясно открыть Себя человечеству (т.е. сотворение мира, потоп, призвание патриархов, исход, завоевание Земли Обетованной, и т.д.). В богословии это называется «откровением». Бог выбрал определенных людей, чтобы те записали и объяснили это Его самооткровение (напр., Ин.14:26; 16:12-15). В богословии это называется «богодухновенностью». Он послал Своего Духа, чтобы помочь читателям понять Его слово. В богословии это называется «просвещением/озарением». Проблема возникает в следующем: если Святой Дух участвует в понимании человеком Бога, то почему же тогда существует так много толкований касательно Его Самого, Его воли и Его пути?
Часть проблемы заключается в предварительном понимании или личном опыте читателя в данном вопросе. Часто личному подходу читателя к чтению и толкованию Библии свойственны методы подтверждения собственного мнения при помощи вырванных из контекста библейских текстов или дробления Библии на множество мелких элементов. Часто на Библию накладываются богословские рамки, которые позволяют ей говорить только по определенным вопросам и лишь определенным способом. Просвещение просто не может быть приравнено к богодухновенности, хотя Святой Дух участвует в обоих случаях. Богодухновенность (см. частную тему «Богодухновенность») прекратилась с завершением Нового Завета (т.е. Иуд.3,20). Большинство новозаветных текстов, касающихся вопроса просвещения/озарения, означают знание Евангелия и христоподобную жизнь (т.е., Рим.8:12-17; 1Кор.2:10-13; Еф.1:17-19; Фил.1:9-11; Кол.1:9-13; 1Ин.2:20-27). Это, в действительности, является одним из обетований «нового завета» (ср. Иер.31:31-34, особ. ст. 34).
Возможно, что самый лучший способ позволить Святому Духу помочь верующему – это попытаться определить главную мысль абзаца, а не истолковывать каждую отдельную деталь текста. Это тематическая мысль, которая передает центральную истину замысла оригинального автора. Составление плана содержания конкретной книги или литературного фрагмента помогает читателю следить за замыслом оригинального богодухновенного автора. Никакой толкователь не является богодухновенным. Мы не можем воспроизвести метод истолкования (т.е. богодухновенность), которым обладал конкретный библейский автор. Но мы можем и должны попытаться понять, что библейские авторы говорили в их время, а затем передать эти истины для наших дней. В Библии есть некоторые тексты, которые весьма неоднозначны или смысл их не открыт (до определенного времени или периода). Всегда будут разногласия по некоторым текстам и вопросам, но мы должны четко провозгласить центральные истины и обеспечить свободу для индивидуального истолкования в пределах границ замысла оригинального автора. Истолкователи должны ходить в свете того, чем они обладают, и всегда быть открытыми для обретения еще большего света из Библии и от Святого Духа. Бог будет судить нас в зависимости от уровня нашего понимания и того, как мы практически живем на основании этого понимания.
Copyright © 2014 Bible Lessons International